В конце 17 — начале 18 веков в России, во многом благодаря активной деятельности Петра I, развитие промышленности и торговли получило значительное ускорение. Строились города, сооружались морские и речные порты, каналы, создавались мануфактуры. К числу внешних проявлений этих преобразований можно было отнести увеличение числа всадников, колясок, карет, телег, саней и т.д. Именно в данный период времени последовали первые царские указы, касающиеся уличного движения. Тогда ещё в России не было регулярной полицейской службы. Её возникновение может быть отнесено к 1718 г., когда Петром I был объявлен указ об учреждении должности генерал — полицмейстера. Назначенному на неё поручалось, в частности, «…следить… за чистотой улиц и незатруднительным проездам по ним…». Основным видом правонарушений на городских улицах считалась быстрая езда и битье кнутом прохожих кучерами. В 1730—1742 гг. на полицию возлагалось обязанность следить за соблюдением правил езды, виновных задерживать, а лошадей «отсылать на конюшню Её Императорского Величества». В связи с отменой в России крепостного права увеличился приток сельских жителей в города. Все усложнившиеся условия уличного движения требовали от городских властей принятия действенных мер к ограждению участников движения от происшествий и травматизма. В 1869 г. обер-полицмейстером вводятся в действия Правила для извозчиков и Правила для содержателей карет. В последнее десятилетие 19 века парк гужевого транспорта России по ориентировочным данным насчитывал около 1 млн. единиц. Технический прогресс привел к тому, что вскоре участниками дорожного движения стали велосипедисты. В 1884 г. были созданы общества любителей велосипедной езды. Чтобы упорядочить использование новых средств передвижения, в 1894 г. было принято специальное постановление, согласно которому каждый велосипедист после практического экзамена получал именное свидетельство и два металлических знака, которые крепились на руль и задний фонарь. В 1895 г. по улицам Саект-Петербурга проследовал первый автомобиль с бензиновым двигателем, приобретенный за границей, а уже 11 сентября 1896 г. министерство путей сообщения России приняло постановление № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». От этой даты можно отсчитать начало действия в России правил движения автомобилей. Первым нормативным документом, специально посвященным безопасности дорожного движения, можно считать Декрет СНК РСФСР от 10 июля 1920 года «Об автодвижении по городу Москве и его окрестностям (правила)», который предусматривал требования к автомашинам (регистрация, порядок пользования ими, номерные знаки), водителям (наличие водительских удостоверений, путевых листов), устанавливал предельные скорости автомобилей и мотоциклов, определял лиц, которые несли ответственность за нарушение правил дорожного движения.